Почему у лица меняется выражение?

Игра мимических мышц

Лицо — зеркало души, зеркало здоровья

Лицо человека… Из миллиар­дов людей, живущих на Земле, не встретить и двух с одинаковы­ми лицами: каждое природа со­здает по индивидуальному про­екту. Это наша «визитная кар­точка» в огромном мире, на кото­рой лежит печать нашей ориги­нальности неповторимости На­шего «я».

Академик П. К Анохин писал: «Красота человеческого лица, его искрящаяся индивиду­альность. разнообразные проя­вления его выразительной игры являются источником вдохнове­ния во все времена и у всех на­родов» Действительно, худож­ники и скульпторы, композиторы, поэты и писатели воспели лицо человека в бронзе и мраморе в стихах и прозе, в красках и звуках И если перед нами произве­дение Мастера, то видишь не просто портрет но сокровенную сущность человека, его душу Неизъяснимым образом она про­ступает во всех его чертах: в глу­бине глаз, в уголках губ. в сетке морщин Да. совсем не случайно лицо называют зеркалом души Но для врачевателей всех времен и народов лицо было не только зеркалом души, но и зер­калом здоровья Оно всегда являлось предметом пристально­го и глубокого изучения

Анатомы изучают строение лица, форму, пропорции конту­ры соразмерности, рельеф. Они определяют половые, возра­стные конституциональные отличия в строении лица, создают фундамент для понимания зако­нов его структурной организации Антропологи стараются найти истоки истоков, расшифровать этнические особенности, прису­щие лицам людей разных наро­дов и народностей Физиологи стремятся выяснить, какие фак­торы какие системы организма влияют на рост и развитие лица, что обусловливает его подвиж­ность. выразительность.

Клиницисты по изменениям цвета кожи по кругам и мешкам под глазами, припухшим векам и другим настораживающим при­знакам читают на лице пациента признаки тех или иных болезней На основании многовековых наблюдений и выявлении харак­терных для различных патологий признаков была составлена тер­минологическая классификация видов лиц больных. Например. «аортальное лицо» запавшие щеки. иссиня-бледный цвет кожи синеватые склеры говорят врачу о страданиях сердца и ма­гистрального кровеносного сосу­да — аорты А яркий скуловый румянец на фоне бледного, исху­давшего лица с заостренным но­сом и запавшими глазами наво­дит на мысль о туберкулезе: та­кие лица называют чахоточны­ми. Часто можно встретить «аде­ноидное лицо» с тупым сонли­вым выражением и приоткрытым ртом.

Психологи ищут зависимость между тем или иным выражени­ем лица и эмоциональным психи­ческим состоянием человека. А все вместе они вот уже кото­рое столетие пишут одну боль­шую «картину» — лицо Челове­ка.

Точка, точка, запятая, ми­нус — рожица кривая. Кто из нас не рисовал эту самую про­стейшую схему лица! Рожица действительно бывает и крутая и овальная, и трапециевидная и ромбовидная и яйцевидная — варианты форм лица чрезвычай­но многообразны. Этим многооб­разием мы обязаны прежде все­го скелету лица. Его кости — лобная скуловая слезная верх­няя челюсть, нижняя челюсть — предопределяют рельеф лица конфигурацию и глубину глазных орбит влияют на форму носа, размеры рта и лица в целом И как бы ни были развиты мус­кулатура и подкожная жиро­вая клетчатка, облик в значи­тельной мере определяется кон­струкцией и формой костной основы.

У женщин все костные «дета­ли». как правило, меньших раз­меров. более изящные тонкие. Лоб у них в большинстве случаев отвесный, бугры и гребни не выступают так резко как у мужчины, надбровные дуги не выражены челюсти сравнитель­но тонкие. А изящно очерченный подбородок и маленькие ушные раковины завершают типичный облик женского лица.

Размеры лица зависят от сте­пени развития черепа, а посколь­ку голова женщины мень­ше головы мужчины (что вовсе не сказывается на ее интеллек­те и умственных способностях!), то и лицо тоже соответственно меньше.

Известны многочисленные попытки определить пропорции лица, что представляет интерес для объективного суждения о пределах его изменчивости и для выявления патологических отклонении. Согласно утвержде­нию древнегреческого скульп­тора Поликлета (а древние гре­ки право же, знали толк в про­порциях и гармонии), лицо долж­но составлять 1/10 от длины все­го тела.

Мимические мышцы лица
Сложная игра мимических мышц
Сложная игра мимических мышц порой отражает состояние человека красноречивее всяких слов С их помощью мы придаем своему лицу выражение грусти и радости, гнева и скорби, удивления и задумчи­вости…
  1. НАДЧЕРЕПНАЯ МЫШЦА принимает участие в сложнейших актах мимической рефлексии; ее со­кращение всегда сопутствует мимике, выражающей внимание.
  2. КРУГОВАЯ МЫШЦА ГЛАЗА, сокращаясь, смы­кает веки, образует концентрические складки вокруг глазной щели, сглаживает поперечные складки кожи лба.
  3. «МЫШЦА ГОРДЕЦОВ» сокращаясь, образует поперечные складки кожи надпереносья.
  4. МЫШЦА, СМОРЩИВАЮЩАЯ БРОВЬ.
  5. КРУГОВАЯ МЫШЦА РТА смыкает губы, выдви­гает их вперед, округляет, а также способствует плотному сжиманию и втягиванию губ внутрь. Актив­но участвует в речевой функции.
  6. МЫШЦЫ, ПОДНИМАЮЩИЕ ВЕРХНЮЮ ГУБУ, в том числе «мышца иронии»
  7. БОЛЬШАЯ СКУЛОВАЯ МЫШЦА является глав­ной мышцей мимики смеха.
  8. «МЫШЦА ТРАУРА», опускающая угол рта.

Лицо считается пропорцио­нальным. если его можно разде­лить условными линиями по го­ризонтали на 4 равные части: от верхушки головы до края воло­сяного покрова затем выделяет­ся область лба, а следующая ли­ния проводится прямо под носом. Считается также, что в среднем расстояние между ушами долж­но быть равно расстоянию от брови до нижнего края подбородка а расстояние между на­ружными углами глаз должно соответствовать таковому от верх­ней границы носа до верхней гра­ницы подбородка (край нижней губы)

Но ни соблюденные пропор­ции ни симметрия правой и ле­вой половин лица не гарантиру­ют его красоты Кстати сказать, небольшая асимметрия присуща лицам всех без исключения лю­дей. Даже лица Венеры Милос­ской и Аполлона Бельведерского — всеми признанных эталонов красоты и гармонии — не имеют полной билатеральной симме­трии. Что уж говорить о простых смертных. У них (вернее, у нас) одна половина лица, обычно левая, выше а другая ниже. Высо­кая половина всегда немного уже, бровь расположена на ней чуть выше, глазная щель круп­нее, а носогубная складка более выражена и прямолинейна.

Судя по наблюдениям многих специалистов да и древним трак­татам, правая половина лица больше левой, резче выступает и выражает мужественность. Ле­вая легче, женственнее что ли. Причиной асимметрии служит все та же неравноценность кон­структивных костных элементов, плюс на неё наслаивается мими­ческая асимметрия, которая име­ет свои особенности. Устано­влено например, что иннервация правой мимической мускулатуры богаче левой движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмурить правый глаз гораздо легче, чем левый.

Надо сказать, что мимиче­ские мышцы — совершенно осо­бые. Они — тот инструмент, с по­мощью которого мы можем «на­рисовать» любое выражение лица, придать ему самые тонкие оттенки, нюансы. Выдающийся русский физиолог И М Сеченов писал, что «душевность, стра­стность, насмешка, печаль, ра­дость и т д. суть не что иное, как результат укорочения какой- либо группы мышц» Вот так: простое сокращение мышц — и ваше лицо сияет радостью, со­кратились другие группы — на нем написана скорбь

В отличие от других скелет­ных мышц — мимические мышцы одним концом прикрепляются к костным образованиям дру­гим — к коже или слизистой оболочке. Каждая мышца в области ее прикрепления в той или иной мере утрачивает свою обосо­бленность: ее пучки переплета­ются. смешиваются с пучками других мышц. Сокращаясь, они вызывают образование складок кожи, раскрывают или смыкают веки губы, изменяют просвет ноздрей. Разная степень сокра­щения мышечных пучков объяс­няет столь разнообразную и по­стоянно меняющуюся форму рта. губ. глаз…

В мимических движениях лица в той или иной мере уча­ствуют около ста мышц. Среди них есть «мышца иронии» — она тянет угол рта вверх, придавая губам ироничное выражение «Мышца траура» опускает углы рта в плаче. Большая скуловая мышца поднимает углы рта, углу­бляет носогубную складку  и является главной мышцей смеха. Когда она хорошо развита, улыбка и смех сопровождаются образованием столь милых ямочек на щеках От носовых костей начинается и прикрепляется к коже между бровями «мышца гордецов». Это она образует поперечные складки кожи надпереносья, её еще образно называют «мускулом борьбы» или «мускулом атаки».

Эти и другие мимические мышцы есть у каждого человека, даже если он вовсе не ироничен и по натуре не борец. Но они имеют индивидуальные различия, многообразные варианты начала и прикрепления. Все это определяет особенности не только анатомического характера, но и пластичности лица каждого человека. Есть прямо-таки «резиновые» лица. Но встречаются и лица-маски. Правда, маскообразное лицо может быть следствием нарушения иннервации мимических мышц, либо недоразвития эмоциональной сферы высшей нервной деятельности. А иногда причина «маски» совсем проста — человек бережет гладь лица от нежелательных морщин

Конечно экспрессивное, выразительное, подвижное лицо — это прекрасно. Но чревато появлением морщин, ведь мимические мышцы собирают кожу лица в складки. У детей и людей молодых мимические складки, возникающие при смехе, огорчении, гневе и других эмоциях, расправляются тотчас же после окончания сокращения соответствующих мышц, у людей зрелого возраста складки расправляются не до конца и постепенно образуются морщины, имеющие индивидуальный рисунок.

Однако при всем многообразии, есть общие закономерности формирования морщин под влиянием систематического сокращения тех мышц, которые наиболее часто работают у каждого человека. Например, лучистые морщинки вокруг глаз образуются в основном при сокращении глазничной части круговой мышцы глаза. Ряд горизонтальных морщин в области лба возникает в связи с сокращением определенного отдела надчерепной мышцы. Морщины вокруг рта — следствие работы его круговой мышцы, а также щечной и мышц верхней и нижней губ.

По этим своеобразным гравю­рам, начертанным на лице сетью морщин, опытному диагносту, хо­рошему психологу да и просто человеку наблюдательному не­трудно бывает прочесть особен­ности характера человека, его физическое и психическое со­стояние. Не говоря уже о «картинах», возникающих на лице вследствие разных болезней и придающих мимике настолько специфический характер, что они служат важным диагностиче­ским признаком. Например, изве­стная врачам «фигура омеги», когда контур складок верхней части лица напоминает эту гре­ческую букву, очень часто наблю­дается при депрессивных состоя­ниях и обусловлен сокращением мышц, сморщивающих брови, и надчерепной мышцы.

И еще по морщинам можно прочесть возраст человека и, по­жалуй. его жизненный путь, склонности, привязанности. Ведь все переживания, мысли, чув­ства, страсти — не только отри­цательные эмоции, стрессы но и чувство любви, радость творче­ских свершений, триумф заслу­женных побед — всё, всё оста­вляет свой след на лице и прида­ет ему неповторимость. И одновременно узнаваемость. С перво­го взгляда по одному только выражению лица можно отличить человека угрюмого и замкнутого от легкого и открытого, мудреца от глупца хитреца от простака.. Но чтение лица — это уже дру­гая, большая тема. А этот корот­кий разговор мне бы хотелось закончить строками «физиогномиста всех времен», швейцар­ского священника поэта и ху­дожника Иоганна Лафатера

…Только человек из всех живых существ

открытым отличается лицом

Имеет нос, миниатюрный рот и очи с заостренными углами

Лишь в нем одном и благость, и премудрость, и тайны изумительных пропорций

Лик может радовать,сулить блаженство, дарить доверье, внушатьнадежды.

В нем мысли волшебство и чувств запечатленность. Лицо — природы дар и гордость человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: